Изобразительное искусство (Рисование)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по изобразительному искусству на уровне начального
общего образования составлена на основе требований к результатам освоения
основной образовательной программы начального общего образования ФГОС НОО, а
также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей
программе воспитания.
Цель программы по изобразительному искусству состоит в
формировании художественной культуры обучающихся, развитии
художественно-образного мышления и эстетического отношения к явлениям
действительности путём освоения начальных основ художественных знаний, умений,
навыков и развития творческого потенциала обучающихся.
Программа по изобразительному искусству направлена на развитие
духовной культуры обучающихся, формирование активной эстетической позиции по
отношению к действительности и произведениям искусства, понимание роли и
значения художественной деятельности в жизни людей.
Содержание программы по изобразительному искусству охватывает все
основные виды визуально-пространственных искусств (собственно изобразительных):
начальные основы графики, живописи и скульптуры, декоративно-прикладные и
народные виды искусства, архитектуру и дизайн. Особое внимание уделено развитию
эстетического восприятия природы, восприятию произведений искусства и
формированию зрительских навыков, художественному восприятию предметно-бытовой
культуры.
Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного
отношения к истории отечественной культуры, выраженной в её архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и
пространственной среды, в понимании красоты человека.
Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как
отдельные уроки, но чаще всего следует объединять задачи восприятия с задачами
практической творческой работы (при сохранении учебного времени на восприятие
произведений искусства и эстетического наблюдения окружающей действительности).
Программа по изобразительному искусству знакомит обучающихся с
многообразием видов художественной деятельности и технически доступным
разнообразием художественных материалов. Практическая художественно-творческая
деятельность занимает приоритетное пространство учебного времени. При опоре на
восприятие произведений искусства художественно-эстетическое отношение к миру
формируется прежде всего в собственной художественной деятельности, в процессе
практического решения художественно-творческих задач.
Содержание программы по изобразительному искусству структурировано
как система тематических модулей. Изучение содержания всех модулей в 1–4
классах обязательно.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА Программа основного общего образования по
изобразительному искусству составлена на основе требований к результатам
освоения программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а
также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей
программе воспитания. Основная цель изобразительного искусства –
развитие визуально-пространственного мышления обучающихся как формы
эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, формы самовыражения и
ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Изобразительное искусство имеет интегративный
характер и включает в себя основы разных видов визуально-пространственных
искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и
декоративно-прикладного искусства, фотографии, функции художественного
изображения в зрелищных и экранных искусствах. Важнейшими задачами программы по
изобразительному искусству являются формирование активного отношения к
традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности,
воспитание гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к
истории культуры России, выраженной в её архитектуре, изобразительном
искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной
среды, в понимании красоты человека. Программа по изобразительному искусству
направлена на развитие личности обучающегося, его активной
учебно-познавательной деятельности, творческого развития и формирования
готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Программа по изобразительному искусству
ориентирована на психовозрастные особенности развития обучающихся 11–15 лет. Целью
изучения изобразительного искусства является освоение разных видов
визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна,
архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в
зрелищных и экранных искусствах (вариативно). Задачами
изобразительного искусства являются: освоение художественной культуры как формы
выражения в пространственных формах духовных ценностей, формирование
представлений о месте и значении художественной деятельности в жизни общества; формирование у обучающихся представлений об
отечественной и мировой художественной культуре во всём многообразии её видов; формирование у обучающихся навыков
эстетического видения и преобразования мира; приобретение опыта создания творческой работы
посредством различных художественных материалов в разных видах
визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика,
скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, опыта
художественного творчества в компьютерной графике и анимации, фотографии,
работы в синтетических искусствах (театр и кино) (вариативно); формирование пространственного мышления и
аналитических визуальных способностей; овладение представлениями о средствах
выразительности изобразительного искусства как способах воплощения в видимых
пространственных формах переживаний, чувств и мировоззренческих позиций
человека; развитие наблюдательности, ассоциативного
мышления и творческого воображения; воспитание уважения и любви к культурному
наследию России через освоение отечественной художественной культуры; развитие потребности в общении с
произведениями изобразительного искусства, формирование активного отношения к
традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно
значимой ценности. Содержание программы по изобразительному
искусству на уровне основного общего образования структурировано по 4 модулям
(3 инвариантных и 1 вариативный). Инвариантные модули реализуются
последовательно в 5, 6 и 7 классах. Содержание вариативного модуля может быть
реализовано дополнительно к инвариантным в одном или нескольких классах или во
внеурочной деятельности. Модуль №1 «Декоративно-прикладное и народное
искусство» (5 класс) Модуль №2 «Живопись, графика, скульптура» (6
класс) Модуль №3 «Архитектура и дизайн» (7 класс) Модуль №4 «Изображение в синтетических,
экранных видах искусства и художественная фотография» (вариативный) Каждый модуль программы по изобразительному
искусству обладает содержательной целостностью и организован по восходящему
принципу в отношении углубления знаний по ведущей теме и усложнения умений
обучающихся. Последовательность изучения модулей определяется психологическими
возрастными особенностями обучающихся, принципом системности обучения и опытом
педагогической работы.