Технология
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по технологии на уровне начального общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на
целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Основной целью программы по
технологии является успешная социализация обучающихся, формирование у них
функциональной грамотности на базе освоения культурологических и
конструкторско-технологических знаний (о рукотворном мире и общих правилах его
создания в рамках исторически меняющихся технологий) и соответствующих им
практических умений.
Программа по технологии направлена на решение системы задач:
формирование общих представлений о культуре и организации трудовой
деятельности как важной части общей культуры человека;
становление элементарных базовых знаний и представлений о
предметном (рукотворном) мире как результате деятельности человека, его
взаимодействии с миром природы, правилах и технологиях создания, исторически
развивающихся и современных производствах и профессиях;
формирование основ чертёжно-графической грамотности, умения
работать с простейшей технологической документацией (рисунок, чертёж, эскиз,
схема);
формирование элементарных знаний и представлений о различных
материалах, технологиях их обработки и соответствующих умений;
развитие сенсомоторных процессов, психомоторной координации,
глазомера через формирование практических умений;
расширение культурного кругозора, развитие способности творческого
использования полученных знаний и умений в практической деятельности;
развитие познавательных психических процессов и приёмов умственной
деятельности посредством включения мыслительных операций в ходе выполнения
практических заданий;
развитие гибкости и вариативности мышления, способностей к изобретательской
деятельности;
воспитание уважительного отношения к людям труда, к культурным
традициям, понимания ценности предшествующих культур, отражённых в материальном
мире;
развитие социально ценных личностных качеств: организованности,
аккуратности, добросовестного и ответственного отношения к работе,
взаимопомощи, волевой саморегуляции, активности и инициативности;
воспитание интереса и творческого отношения к продуктивной созидательной
деятельности, мотивации успеха и достижений, стремления к творческой
самореализации;
становление экологического сознания, внимательного и вдумчивого
отношения к окружающей природе, осознание взаимосвязи рукотворного мира с миром
природы;
воспитание положительного отношения к коллективному труду,
применение правил культуры общения, проявление уважения к взглядам и мнению
других людей.
Содержание программы по технологии включает характеристику
основных структурных единиц (модулей), которые являются общими для каждого года
обучения:
1.
Технологии, профессии и
производства.
2.
Технологии ручной обработки
материалов: технологии работы с бумагой и картоном, технологии работы с
пластичными материалами, технологии работы с природным материалом, технологии работы
с текстильными материалами, технологии работы с другими доступными материалами
(например, пластик, поролон, фольга, солома).
3.
Конструирование и моделирование:
работа с «Конструктором» (с учётом возможностей материально-технической базы
образовательной организации), конструирование и моделирование из бумаги,
картона, пластичных материалов, природных и текстильных материалов,
робототехника (с учётом возможностей материально-технической базы
образовательной организации).
4.
Информационно-коммуникативные технологии
(далее – ИКТ) (с учётом возможностей материально-технической базы
образовательной организации).
В процессе освоения программы по технологии обучающиеся овладевают
основами проектной деятельности, которая направлена на развитие творческих черт
личности, коммуникабельности, чувства ответственности, умения искать и
использовать информацию.
В программе по технологии осуществляется реализация межпредметных
связей с учебными предметами: «Математика» (моделирование, выполнение расчётов,
вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими
фигурами, телами, именованными числами), «Изобразительное искусство»
(использование средств художественной выразительности, законов и правил
декоративно-прикладного искусства и дизайна), «Окружающий мир» (природные формы
и конструкции как универсальный источник инженерно-художественных идей для
мастера; природа как источник сырья, этнокультурные традиции), «Родной язык»
(использование важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов
в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности),
«Литературное чтение» (работа с текстами для создания образа, реализуемого в
изделии).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Программа по технологии интегрирует знания по разным
учебным предметам и является одним из базовых для формирования у обучающихся функциональной
грамотности, технико-технологического, проектного, креативного и критического
мышления на основе практико-ориентированного обучения и
системно-деятельностного подхода в реализации содержания.
Программа по технологии знакомит обучающихся с различными технологиями, в том числе
материальными, информационными, коммуникационными, когнитивными, социальными. В
рамках освоения программы по технологии происходит приобретение базовых навыков
работы с современным технологичным оборудованием, освоение современных
технологий, знакомство с миром профессий, самоопределение и ориентация
обучающихся в сферах трудовой деятельности.
Программа по технологии раскрывает содержание,
адекватно отражающее смену жизненных реалий и формирование пространства
профессиональной ориентации и самоопределения личности, в том числе:
компьютерное черчение, промышленный дизайн, 3D-моделирование, прототипирование,
технологии цифрового производства в области обработки материалов, аддитивные
технологии, нанотехнологии, робототехника и системы автоматического управления;
технологии электротехники, электроники и электроэнергетики, строительство,
транспорт, агро- и биотехнологии, обработка пищевых продуктов.
Программа по технологии конкретизирует содержание,
предметные, метапредметные и личностные результаты.
Стратегическими документами, определяющими направление
модернизации содержания и методов обучения, являются ФГОС ООО и Концепция
преподавания предметной области «Технология».
Основной целью освоения технологии является
формирование технологической грамотности, глобальных компетенций, творческого
мышления.
Задачами курса технологии являются:
овладение знаниями, умениями и опытом деятельности в
предметной области «Технология»;
овладение трудовыми умениями и необходимыми
технологическими знаниями по преобразованию материи, энергии и информации в
соответствии с поставленными целями, исходя из экономических, социальных,
экологических, эстетических критериев, а также критериев личной и общественной
безопасности;
формирование у обучающихся культуры проектной и
исследовательской деятельности, готовности к предложению и осуществлению новых
технологических решений;
формирование у обучающихся навыка использования в
трудовой деятельности цифровых инструментов и программных сервисов, когнитивных
инструментов и технологий;
развитие умений оценивать свои профессиональные
интересы и склонности в плане подготовки к будущей профессиональной
деятельности, владение методиками оценки своих профессиональных предпочтений.
Технологическое образование обучающихся носит
интегративный характер и строится на неразрывной взаимосвязи с трудовым
процессом, создаёт возможность применения научно-теоретических знаний в
преобразовательной продуктивной деятельности, включения обучающихся в реальные
трудовые отношения в процессе созидательной деятельности, воспитания культуры
личности во всех её проявлениях (культуры труда, эстетической, правовой, экологической, технологической и других ее
проявлениях), самостоятельности, инициативности, предприимчивости,
развитии компетенций, позволяющих обучающимся осваивать новые виды труда и
готовности принимать нестандартные решения.
Основной
методический принцип программы по технологии: освоение сущности и структуры
технологии неразрывно связано с освоением процесса познания – построения
и анализа разнообразных моделей.
Программа по технологии построена по модульному
принципу.
Модульная программа по технологии – это система
логически завершённых блоков (модулей) учебного материала, позволяющих
достигнуть конкретных образовательных результатов, предусматривающая разные
образовательные траектории её реализации.