Информатика (ИКТ)
Планируемые результаты освоения
обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и
предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном
процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
Планируемые результаты
сформулированы к каждому разделу учебной программы.
Планируемые результаты,
характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного
материала, размещены в рубрике «Выпускник научится». Они показывают, какой
уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти
результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на
итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность)
или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).
Планируемые результаты,
характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков,
расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник
получит возможность научиться». Эти результаты достигаются отдельными
мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами
учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового
контроля.
Личностные,
метапредметные и предметные результаты освоения информатики.
Личностные
результаты —
сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений
учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому
образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной
деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении
информатики в основной школе, являются:
ü
наличие
представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития
личности, государства, общества;
ü
понимание
роли информационных процессов в современном мире;
ü
владение
первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ü
ответственное
отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее
распространения;
ü
развитие
чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
ü
способность
увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость
подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного
общества;
ü
готовность
к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием
средств и методов информатики и ИКТ;
ü
способность
и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе
образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой
деятельности;
ü
способность
и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни благодаря знанию
основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной
эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные
результаты -
освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов
способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и
в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами,
формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
ü владение
общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм»,
«исполнитель» и др.;
ü владение
информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения,
устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии)
и делать выводы;
ü владение
умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои
действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности,
определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность
выполнения учебной задачи;
ü владение
основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
ü владение
основными универсальными умениями информационного характера, такими как:
постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации,
применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация
информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении
проблем творческого и поискового характера;
ü владение
информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение
преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или
знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные
структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы,
схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой
системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости
от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ü ИКТ-компетентность
- широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и
коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных
видов информации, навыки создания личного информационного пространства
(обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание
письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и
звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений;
коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения
информации; анализ информации).
Предметные
результаты
включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета
умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по
получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и
применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях,
формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях,
типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями,
методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения
информатики в основной школе отражают:
ü формирование
информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о
компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных
навыков и умений использования компьютерных устройств;
ü формирование
представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и
их свойствах;
ü развитие
алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в
современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для
конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях,
логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования
и основными алгоритмическими структурами - линейной, ветвящейся и циклической;
ü формирование
умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ
представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы,
графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств
обработки данных;
ü формирование
навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с
компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной
этики и права.